Сайт адвоката, редакция на русском языке  attorney at law website in English  поиск по сайту
  Защита авторских прав разработчиков игр


Консультация адвоката по юридической помощи бизнесу в Японии:

тел. 8(903)973-8801

Защита авторских прав разработчиков сетевых игр в Японии

 

Уровень развития высоких технологий в Японии известен во всём мире. Этому уровню, по своей сложности, порой соответствует и содержание правовых позиций японских судов, изложенных в решениях при разбирательстве дел о защите авторских прав и исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Так, в объёмном японском рынке сетевых игр защита авторских прав становится всё более актуальной не только для японских компаний, но и для иностранных. Соответственно, разработчики сетевых игр обращаются к адвокатам, специализирующимся в этой области, которые предоставляют практические рекомендации до выпуска той или иной игры с учётом правовых позиций японских судебных инстанций.

Одно из достаточно сложных судебных разбирательств между разработчиками сетевых игр по защите авторских прав состоялось в 2012 году в Окружном суде Токио и Верховном Суде Японии по интеллектуальным правам.

Японская Компания Gree – один из гигантов по производству сетевых игр, истец по делу, выпустила игру «рыбалка» для мобильных телефонов в своей социальной сети (SNS). В то же время, другой гигант этого бизнеса в Японии, ответчик по делу – Компания DeNA тоже создала игру «рыбалка» в своей SNS. Gree предъявила иск к DeNA, потребовав наложения судебного запрета на воспроизведение и публичное распространение игры ответчика, а также возмещения ущерба, обосновав свои требования тем, что действия DeNA нарушают исключительные права Gree на игру «рыбалка» (право на переработку – адаптацию произведения и право на воспроизведение), а также моральные права автора.

Окружной суд Токио решением от 23 февраля 2012 года исковые требования Gree удовлетворил, указав, что DeNA нарушила исключительное право истца на переработку – адаптацию в отношении кадра с «крутящееся пойманной рыбкой» в игре Gree. Суд предоставил истцу судебный запрет и взыскал с DeNA 230 миллионов йен (2.3 миллиона долларов США).

Окружной суд Токио нашёл идентичность между работами Gree и DeNA по следующим параметрам.

1) Поверхность воды и вид выше в кадре урезаны, а единственный подводный вид изображён с края;

2) в подводном кадре имеются тройные концентрические круги, расположенные в центре кадра с почти правильными интервалами от центра, а самый крайний круг занимает почти половину подводного кадра;

3) цвет заднего плана подводного кадра, включая цвет воды, изображён в основном тёмно-голубым, тени камней изображены в очертании указанных концентрических кругов, справа и слева, нет водорослей и других живых организмов, пузырьков воздуха или чего то подобного;

4) в подводном кадре имеется черный силуэт рыбы и чёрная прямая линия (леска), тянущаяся от рта рыбы к верхней точке кадра;

5) когда рыба на крючке, силуэт рыбы двигается кругами под водой, часто вращаясь, в то время как задний план  кадра остаётся неподвижным (однако, в работе ответчика, размер и цвет концентрического круга и картина центра круга изменяются) пока пользователь игры не зафиксирует задний план кадра;

6) если пользователь игры нажмёт кнопку в определённое время, что является сигналом, что рыба оказалась в определённом месте концентрических кругов, то легче подсечь рыбу.

Защита авторских прав разработчиков игр

Суд также указал, что «никакие из всех обнародованных игр «рыбалка» для мобильных телефонов, не имели вышеуказанных общих с игрой истца параметров до того, как Gree выпустила свою игру». Суд особенно отметил, что «изображение тройных концентрических кругов, а в большей степени изображение пойманной на удочку рыбы в виде черного символа, предоставленная рыбе возможность двигаться кругами под водой в определённое время, возможность подсечь рыбу, когда она находится в определённом месте концентрических кругов, не видно в других играх «рыбалка», выпущенных до работы истца. Мы находим, что личность производителя здесь выражена строго определённо».

Далее, Окружной суд Токио, нашёл, что параметры, указанные в пунктах (1), (2), (3), (5) и (6) являются существенными особенностями самовыражения «кадр подсекаемой рыбы» в работе Gree и идентичность этих параметров сохраняется в работе DeNA, и, поэтому допущено нарушение права на переработку – адаптацию произведения.

Однако Верховный Суд Японии по интеллектуальным правам не согласился с решением Окружного суда Токио и постановлением от 08 августа 2012 года отменил решение суда первой инстанции, отказал истцу в удовлетворении исковых требований, не усмотрев нарушений права на переработку – адаптацию «кадра подсекаемой рыбы».

Верховный Суд Японии по интеллектуальным правам следующие общие параметры между работами Gree и DeNA:

(a) вид выше поверхности воды урезан и изображена только подводная часть;

(b) подводная часть изображена с крайнего вида подводного кадра;

(c) имеются тройные концентрические круги, расположенные приблизительно в центре кадра с почти правильными интервалами от его центра;

(d) изображены чёрный символ рыбы и леска;

(e) цвет заднего фона в подводном кадре изображён, главным образом в тёмно-голубом, а тени камней изображены на дне;

(f) символ рыбы двигается по кругу под водой пока задний план неподвижен.

Верховный Суд Японии по интеллектуальным правам отклонил творческое начало (creativity) по параметрам, указанным в пунктах (a), (d) и (e), поскольку эти параметры являются не более чем общими выражениями, и заявил, что параметры, указанные в пунктах (b) и (f) не являются выражениями, но просто идеями.

Далее, относительно параметра, указанного в пункте (c) хотя Верховный Суд Японии по интеллектуальным правам и признал, что переработка (адаптация) тройных концентрических кругов являлась характерной чертой, никогда не наблюдавшейся в ранее выпущенных играх о рыбалке, Суд указал, что уже было применение концентрических кругов в играх «стрельба из лука», «охота», «метание дротика» подобно игре «рыбалка» и адаптация концентрических кругов сама по себя является идеей.

Поэтому Верховный Суд Японии по интеллектуальным правам пришёл к выводу, что работа Компании Gree и работа Компании DeNA отличны в конкретных выражениях. Как результат Верховный Суд сделал заключение, что общие параметры обеих работ являются ни чем иным как частями, которые не являлись выражениями, содержащими творческое начало, а потому человек, общающийся с «кадром подсекаемой рыбы» в работе DeNA не мог ощущать существенного признака выразительности в работе Gree.

Компания Gree подала апелляционную жалобу в Верховный Суд Японии, но он оставил постановление Верховного Суда по интеллектуальным правам без изменения.

(Takanori Abe, Keishi Yoshikawa. Social network game copyright infringement denied. www.managingip.com June 2014).


 

Материал по вышеописанной судебной тяжбе и свои практические советы разработчикам сетевых игр мне предоставил мой японский коллега Таканори Абэ (Takanori Abe) основатель и старший партнёр адвокатской фирмы ABE&PARTNERS, профессор Университета г. Осака в рамках нашего сотрудничества. Таканори Абэ является специалистом в области патентного права и правоприменения в области медицины и фармацевтики.

 

Адвокат Е.А. Нагорный
январь 2015

По вопросам полной или частичной публикации материалов статьи обращайтесь к автору. В случае использования отдельных цитат или ссылок на информацию статьи, обязательным требованием является указание автора, названия статьи и ссылки на первоисточник в виде advokat-nagorny.ru

 

 

Задать вопрос адвокату по юридической поддержке бизнеса в Японии

Ваш вопрос

Отправка сообщения.
Пожалуйста подождите...

 

Перейти в раздел Специализация и услуги адвоката Е.А. Нагорного.

Сайт адвоката Нагорного Евгения Александровича. Телефон 8(903)973-8801
Об адвокате | Специализация и услуги | Судебная практика | Публикации | Задать вопрос адвокату | Контакты | Lawyering in Russia | Поиск
© ADVOKAT-NAGORNY.RU 2009-2018
Любое использование опубликованных материалов без разрешения правообладателя запрещено.

Защита авторских прав разработчиков игр, задать вопрос адвокату