Сайт адвоката Евгения Нагорного

Обстоятельства не случаются. Обстоятельства создаются чтобы случиться. Джон Ф. Кеннеди

advokat-nagorny.ru

Право искусства – некоторые юридические вопросы музейной деятельности

По страницам бюллетеня Комитета права искусства, культурных институтов и культурного наследия Международной ассоциации адвокатов (the IBA Art, Cultural Institutions and Heritage Law Committee).

Art law - право искусства является развивающейся, очень специализированной и утончённой областью адвокатской практики, куда адвокаты приходят, как правило, имея достаточно большой опыт работы в других областях права. Председатель Комитета права искусства, культурных институтов и культурного наследия IBA господин Масcимо Стерпи (Massimo Sterpi) заметил, что «… право искусства в определённой степени таинственный и сложный предмет и только немногие адвокаты практикуют в этой области на регулярной основе. Право искусства – это странное животное с головой интеллектуальной собственности, телом права собственности и налогами, таможенными пошлинами, торговлей, свободой слова в качестве конечностей»

(From the Chair. Massimo Sterpi, Partner, Jacobacci Sterpi Francetti Regoli de Haas & Associati, Rome. Art, Cultural Institutions and Heritage Law Newsletter of the International Bar Association Legal Practice Division, Volume 9, Number 1, October 2011).

Одной из сфер этой специализированной области адвокатской практики является музейная деятельность. В настоящее время в музейной деятельности возник ряд правовых вопросов в связи с применением современных цифровых технологий, например, при создании виртуальных музеев. Не случайно в сентябре 2012 года на расширенном заседании Президиума Союза музеев России Президент Союза музеев России, Генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский среди ряда актуальных вопросов остановился на подходах к созданию виртуальных музеев.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" созданием виртуальных музеев с использованием цифровых технологий в настоящее время заняты ряд музеев и культурных институтов Российской Федерации.   Как известно, пионером в разработке и реализации проекта виртуальных музеев с использованием цифровых технологий в нашей стране является Государственный Русский музей, который на данный момент создал уже более 100 информационно-образовательных центров "Русский музей: виртуальный филиал".

Актуальным вопросом для музейной деятельности остаётся и правовое регулирование приобретения государственными музеями предметов культуры и произведений искусства, имеющими статус национального достояния.

Комитет права искусства, культурных институтов и культурного наследия IBA – молодое и набирающее творческую силу подразделение Дивизиона юридической практики IBA. С недавнего времени Комитет издаёт собственный бюллетень, на страницах которого публикуются материалы коллег и экспертов, привлекаемых к участию в работе Комитета, о правовых вопросах рынка произведений искусства и антиквариата, защите авторских прав на произведения искусства, о правовом регулировании культурного наследия в национальных юрисдикциях, музейной деятельности и др.

Ниже приводится небольшой обзор статей бюллетеня Комитета за 2011 год.

Великобритания

Существует ряд очевидных причин, по которым музеи в своей деятельности стали использовать цифровые технологии. С одной стороны, цифровые технологии дают возможность музеям документировать, сохранять и кодифицировать свои коллекции и архивы способом, не имеющим себе равного. С  другой стороны, цифровые технологии дают музеям возможность открыть на обозрение общественности экспозиции, многие из которых находятся в хранилищах, что позволяет расширить аудиторию музеев. Но главное то, что цифровые технологии позволяют музеям, как создавать, так и эксплуатировать новые доходные направления деятельности.

Однако при применении цифровых технологий музеи сталкиваются с серьёзными правовыми и практическими вызовами, в частности: обеспечение благонадёжности прав; цифровой менеджмент и сохранность; и эксплуатация и защита прав.

Музеи обязаны обеспечивать приоритетные юридические права на предметы, которые они используют или подвергают существенным юридическим рискам и обязательствам.

Самым важным правовым ограничением является авторское право. Делая, с помощью цифровых технологий, произведения искусства и другие материалы доступными в режиме онлайн, музеи совершают действия, которые часто требуют получения разрешения от обладателей авторским правом, включая разрешение на репродуцирование.

Если музей не получил соответствующего разрешения, владельцы авторского права могут возбудить судебное преследование за нарушение авторского права, включая возмещение причинённого материального ущерба и судебный запрет против музея. Если музей копировал материалы с помощью цифровых технологий в большом масштабе, не обеспечив надлежащие разрешения, в некоторых странах работники такого музея могут быть подвергнуты уголовному преследованию.

Судебный иск о нарушении авторского права по общему правилу подлежит рассмотрению в той юрисдикции, где совершено нарушение. Тем не менее, в цифровой среде вопрос lex situs (закон места нахождения имущества) – где нарушение авторского права имело место быть – становится во многом неясным, влекущим дальнейшие неопределённости для музеев. Принято считать, что работа делается доступной в режиме он лайн в той стране, где действие по наполнению цифрового формата имело место быть. Однако в случае если музей, нарушая авторское право, копирует работу в цифровом формате, перегружая в другие юрисдикции, музей может быть привлечён к ответственности за нарушение авторского права в этих юрисдикциях, в частности, если он получил доход в результате указанных действий.

Цифровой иммунитет доступный по международному авторскому праву, гармонизированный посредством договоров, таких как, Соглашение о торговых аспектах, относящихся к правам интеллектуальной собственности (TRIPS) и Директива Европейской Комиссии общественной информации (2003), к сожалению, для музеев очень ограничен и в настоящее время не охватывает потребности музеев при переводе их материалов в цифровой формат. Поэтому соответствующие правовые шаги в этом направлении предпринимаются государствами самостоятельно.

Неподатливой проблемой для многих музеев и библиотек являются так называемые «сиротские работы» (“orphan works”), то есть, работы, где невозможно установить владельца авторского права, чтобы получить от него или неё разрешение на использование работы, поскольку владелец авторского права просто неизвестен или информация о нём утеряна.

Такие музеи Великобритании как Музей Имперской Войны (the Imperial War Museum), который в своей коллекции имеет тысячи фоторабот неизвестных авторов, столкнулись с проблемой невозможности перевести в цифровой формат многие из фотографий, в связи с чрезмерными расходами по установлению правообладателей этих работ. Кроме того, существует большая вероятность, что некоторые из правообладателей могут потребовать возмещения ущерба в случае, если работы будут использованы без их разрешения. В настоящее время Правительство Великобритании и Сенат США пытаются на законодательном уровне решить эту проблему, предоставив третьим лицам - пользователям «сиротских работ» лицензионные права для цели идентификации владельцев авторского права. Однако эти законопроекты встретили ожесточённое сопротивление, как в Великобритании, где соответствующие поправки в Статью 43 Акта о цифровой экономике (the Digital Economy Bill, 2010) были отклонены Парламентом, так и в США, где такой же законопроект - Акт о сиротской работе (Orphan Work Bill, 2008) не был одобрен Конгрессом.

Очевидно, что цифровой формат музеев создаёт высокоценное содержание, которое эксплуатируется посредством лицензирования, хозяйственных операций, коммерческого спонсорства, а также увеличения аудитории.

При использовании цифровых форматов для достижения своих целей жизненно важно, чтобы музеи обеспечивали контроль за всеми правами интеллектуальной собственности в отношении работ в цифровом формате, которые они эксплуатируют. Это достигается путём передачи прав или в порядке лицензионного соглашения с создателями цифровой версии работы. Контролируя доступ к произведениям искусства в своих коллекциях, чтобы они не могли быть с лёгкостью сфотографированы третьими лицами, а также авторские права на цифровые форматы, музеи становятся эффективными со- собственниками, а в некоторых случаях, когда срок действия авторского права истёк, эффективными владельцами материального образа того или иного произведения.

Также, важно, чтобы музеи были бдительными, защищая и обеспечивая соблюдение своих прав. Когда права музея нарушены, музей также как и другие владельцы авторского права должен быть готов обеспечить свои права посредством судебного разбирательства и разрешения спора.

(The museum without walls – digital issues for museums in the 21st century. Daniel McClean, Finers Stephens Innocent, London. Art, Cultural Institutions and Heritage Law Newsletter of the International Bar Association Legal Practice Division, Volume 9, Number 1, October 2011).

Франция

Главными традиционными методами, путём которых Французские государственные музеи приобретают предметы культуры, являются: преимущественное право на покупку, механизм взаимозачёта, дарение и завещательный отказ.

После первой мировой войны французский законодатель установил строгую систему контроля и сохранности в отношении вывоза произведений искусства. Эта система просуществовала около года и была заменена в 1921 году преимущественным правом государства на приобретение культурных ценностей. Законом от 31 декабря 1921 года Кодекс культурного наследия Франции предоставил государству привилегию по приобретению предметов культуры, имеющих значительную ценность, в течение 15 дней со дня продажи произведения искусства на любом аукционе. В 2001 году процедура реализации преимущественного права музеями была слегка модифицирована: при проведении аукциона в режиме он лайн, служба Министра культуры Франции вправе в течение четырёх часов после получения результата аукциона объявить о своём намерении реализовать преимущественное право. Этот юридический механизм демонстрирует свою эффективность в предотвращении перемещений ценных культурных объектов с территории Франции. Так, 18 мая 2011 года рукописи французского революционера Максимилиана Робеспьера (1758-1794) достигла на аукционе цены в 750 000 Евро, которой и завершился торг. Государство немедленно реализовало своё преимущественное право покупки этих манускриптов для национальных архивов.

Механизм приобретения ценностей в порядке оплаты взаимозачётом был введён Законом 68-1251 от 31 декабря 1968 года и предоставил право любому должнику по налогам на наследство или богатство передать государству культурные или художественные ценности в порядке погашения долга. Рыночная и историческая ценность предлагаемых в уплату задолженности по налогам предметов, определяется Комиссией по сохранению культурного наследия. Если взаимозачёт принимается, предмет размещается в публичной коллекции. Эта система позволяет наследникам художников и коллекционеров оплатить налоги на наследство или иные юридические обязательства произведениями искусства, тем самым обогащая государственные музеи. Одним из таких примеров передачи произведений искусства в порядке взаимозачёта является создание Музея Пикассо в Париже с шедеврами предложенными наследниками Пабло Пикассо.

Дарение является старейшим механизмом приобретения музеями предметов культуры и искусства. Налоговый кодекс Франции предусматривает значительные льготы для дарителей по налогу на наследство (Статья 1131 Налогового кодекса Франции). Согласно положениям Кодекса культурного наследия Франции после того как дар поступает в музейную коллекцию он не может выбыть из общественного достояния (Статья L 451-7 Кодекса культурного наследия Франции).

Для того, чтобы вывезти из Франции культурные предметы, импортированные во Францию менее чем 50 лет назад необходимо получить от Министра культуры экспортный сертификат. В определённых случаях, когда предмет после консультаций признан Министром национальным сокровищем, в выдаче сертификата отказывается. В течение 30 месяцев после даты отказа, государство может предложить собственнику продать предмет и инициировать переговоры с ним. Такое предложение должно быть сделано, исходя из цены предмета на мировом рынке (Статья L 121-1 Кодекса культурного наследия Франции). Этот механизм также является мощным инструментом приобретения музеями произведений искусства и был усилен в 2002-2003 годах возможностью государственных музеев обращаться к частным фондам, с просьбой о спонсорстве при выкупе предмета национального достояния на условиях получения налоговых привилегий. Например, компания, которая финансирует выкуп государственным музеем предмета национального достояния, может получить налоговый вычет по налогу с корпораций в размере 90% от уплаченной за предмет суммы в пределах 50% годового налога с корпораций (Статья 238 bis-0 A Налогового кодекса Франции).

Компании также имеют возможность самостоятельно выкупить предмет, представляющий культурную ценность, классифицируемый как национальное достояние, в отношении которого от государства не поступило предложение о его выкупе в течение вышеуказанного 30 дневного периода. В этом случае налоговый вычет составляет 40% корпоративного налога компании.

Согласно доклада доктора Клэр Мак Эндрю (Dr Clare McAndrew) о состоянии мирового рынка произведений искусства, рынок произведений искусства Франции занимает четвёртую позицию в мировом рейтинге, рынок США занимает первое место, рынок Китая – второе место, рынок Великобритании – третье место.

(How French museums enrich their collections. Corinne Hershkovitch, Anne-Sophie Nardon, Mathilde Roellinger, Borghese Associes, Paris. Art, Cultural Institutions and Heritage Law Newsletter of the International Bar Association Legal Practice Division, Volume 9, Number 1, October 2011).

 

Адвокат Е.А. Нагорный
май 2013

член Комитета права искусства, культурных институтов и культурного наследия Международной ассоциации адвокатов (the IBA Art, Cultural Institutions and Heritage Law Committee)

По вопросам полной или частичной публикации материалов статьи обращайтесь к автору. В случае использования отдельных цитат или ссылок на информацию статьи, обязательным требованием является указание автора, названия статьи и ссылки на первоисточник в виде advokat-nagorny.ru