Сайт адвоката Евгения Нагорного

Обстоятельства не случаются. Обстоятельства создаются чтобы случиться. Джон Ф. Кеннеди

advokat-nagorny.ru

Об устойчивости и предсказуемости процесса управления противодействием коррупции

Как то в одном из своих интервью Президент Путин В.В. сказал, что коррупция это печать власти. Думаю надо уточнить, - это печать власти, которой для существования необходима системная коррупция, а, поскольку власть – это в первую очередь управление, то коррупция это - печать деструктивного управления.

Безусловно, в борьбе с коррупцией эффективность юридических механизмов и правовых институтов играет важную, но далеко не решающую роль. Хотя, конечно, квалификация коррупционных преступлений в национальном уголовном праве, мера наказания, уровень квалификации следователей, расследующих такие дела, проблемы и возможности собственно уголовного процесса, и ряд других правовых факторов рассматриваются в качестве первостепенных юридических инструментов для цели противодействия коррупции.

Однако противодействие коррупции, как политика, государственная программа, концепция – это, прежде всего, процесс управления, а устойчивость и предсказуемость любого процесса обеспечивается, как известно, качеством управления.

Можно сколь угодно говорить о статистических факторах, возбужденных уголовных делах, ратифицированных конвенциях, принимать законодательные акты по противодействию коррупции, исследовать феномен коррупции со всех сторон. Но, так или иначе, в России, успех зависит, прежде всего, от возможности конструктивного и устойчивого управления процессом противодействия коррупции. А эти возможности, в свою очередь, сегодня зависят от политической воли руководителя государства, компетенции управленцев, занятых в этом процессе, и изменении логики социального поведения людей. Поскольку мы докатились до той черты, когда борьба с коррупцией, как и решение проблем моногородов, осуществляются во многом в ручном режиме.

Сегодня, в развитых правопорядках, в правоотношениях между бизнесом и государственными органами, в том числе и иностранными органами (чиновниками), для цели противодействия коррупции и защиты бизнеса от необоснованного уголовного преследования, используется механизмы администрирования, такие как, например, антикоррупционное консультирование и управление. Поскольку постоянный внутренний антикоррупционный контроль при осуществлении коммерческих операций является эффективным средством решения указанной задачи, в международной антикоррупционной практике английский юридический термин compliance, в буквальном переводе – выполнение, соблюдение правовых норм, означает управление обязательствами по контролю и надзору за соблюдением антикоррупционных требований, - compliance management.

Так, в конце ноября 2012 года Департамент юстиции США (US Department of Justice) и Комиссия США по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission) опубликовали Руководство по ресурсам в иностранной коррупционной практике (the Resources Guide to the Foreign Corrupt Practices Act). Среди антикоррупционных управленческих инструментов Руководство называет, в частности, наличие в коммерческой компании жёсткого, эффективного, упреждающего и динамичного антикоррупционного плана; обеспечение пересмотра всех видов внутреннего контроля и их обновление в соответствии с превалирующими рисками.

В России логика социального поведения людей в отношении коррупции в целом характеризуется обречённостью, особенно в регионах, в глубинке – «всё покупается и все покупаются, правды добиться невозможно». В бизнесе ситуация та же. Поэтому, логика социального поведения людей, в определённом смысле, становится живительной средой системной коррупции.

Министерства и ведомства, администрации региональные и муниципальные, приняли административные регламенты рассмотрения обращений граждан и организаций, кодексы поведения государственных служащих и т.п. акты. И, что-то кардинально поменялось в качестве управления, в отношениях с гражданами и бизнесом, обращающимися в эти органы? Отнюдь. Наведался я недавно, по поручению моего доверителя, в Управление государственным имуществом по Московской области в приемный день и приёмные часы узнать о судьбе обращения доверителя, на которое в соответствии с регламентом указанного ведомства месяца три как чиновник обязан был ответить. Не тут-то было, чиновники забаррикадировались так, что не то, что к руководству ведомством попасть на приём, с рядовым специалистом встретиться не возможно, чтобы посмотреть в его честные глаза. Итог: с начальником отдела общались по телефону из вестибюля, заверил, что разберётся, но воз и ныне там; чиновник, которому обращение доверителя было адресовано, без стеснения признал, (в телефонном режиме), что регламент нарушает, но у него нет времени, на письменный ответ, однако он может помочь решить вопрос …

Если нет жёсткого контроля над исполнением чиновниками принятых государственным органом и регламентированных обязательств, нет контроля за исполнением принятых решений, нет надлежащей ответственности за бездействие, то нет и системного антикоррупционного противодействия. Соответственно, изменить логику социального поведения людей не возможно. И транслирование каждый день арестов чиновников, репортажей о возбуждении уголовных дел коррупционной направленности не изменит ситуацию.

При превалировании деструктивного управления, в основе которого лежит система должностного кормления, чиновники становятся мощной силой противодействия созидательному управлению.

Возбуждение уголовного дела в отношении того или иного чиновника в России, ни в коей мере не говорит, о том, что он будет осужден, а похищенные денежные средства будут возвращены в казну и будут направлены, например, в социальную сферу. Более того, чем выше ранг чиновника, тем дольше длится расследование, и народу становится очевидным, что «опять всё спустят на тормозах». Поэтому логика социального поведения прогнозируется со всей очевидностью.

Следственные органы – это тоже элементы структуры государственного управления, соответственно, к качеству расследования уголовных дел, в части эффективности и результативности, здесь также необходимо применять критерий устойчивости и предсказуемости процесса. Когда Председатель Верховного Суда РФ Лебедев В.М. в своём интервью говорит, что определённые категории возбужденных коррупционных дел до судов не доходят, потому и судебная статистика в этой части никакая, он не лукавит, действительно итог расследования известных коррупционных дел не предсказуем. Правда надо понимать, что правосудие и судопроизводство – это далеко не идентичные понятия на практике.

Когда-то у советской власти был лозунг: кадры решают всё. Если нынешние власть предержащие не могут найти среди 70 млн. экономически активного населения России несколько тысяч управленцев, обладающих надлежащими нравственно-этическими качествами, профессиональными знаниями и навыками управления, значит власти это не надо. Поэтому в России сельским хозяйством управляют врачи и юристы, но не аграрии. Ещё больший абсурд, когда в органах прокуратуры и МВД в отделах по противодействию коррупции сидят те, кому вообще не место в этих органах.

Сказать «а где взять компетентных чиновников», или, «если этого уволю, то на его место придёт такой же или ещё хуже», означает пусть всё остаётся как есть. Как в старом советском анекдоте, когда рельсы кончаться, закройте шторы вагонных окон и представляйте, что едете.

Нельзя строить иллюзии в отношении управления процессом противодействия коррупции, не имея соответствующего управленческого инструментария. Формализация этого процесса не приведёт к ожидаемым населением страны результатам.

 

Адвокат Е.А. Нагорный
член Антикоррупционного комитета Международной ассоциации адвокатов (IBA Anti-Corruption Committee).
Апрель 2013 года

По вопросам полной или частичной публикации материалов статьи обращайтесь к автору. В случае использования отдельных цитат или ссылок на информацию статьи, обязательным требованием является указание автора, названия статьи и ссылки на первоисточник в виде advokat-nagorny.ru