Сайт адвоката Евгения Нагорного

Обстоятельства не случаются. Обстоятельства создаются чтобы случиться. Джон Ф. Кеннеди

advokat-nagorny.ru

Гражданско-правовая защита авторских прав на произведения изобразительного искусства

В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ к объектам авторского права относятся произведения живописи, скульптуры, графики и другие произведения изобразительного искусства. Изобразительное искусство объединяет живопись, графику, скульптуру; произведения изобразительного искусства воспринимаются зрительно, эстетически выражают мысли, идеи и представления авторов. По сути, каждое произведение изобразительного искусства создано творческим трудом и по своему, уникально.

В отношении вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении № 29 от 26.03.2009г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие Части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации» указали, что судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. Само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права (п. 28).

Согласно п. 1 ст. 1250 ГК РФ интеллектуальные права, в том числе и авторские права на произведения изобразительного искусства защищаются способами, предусмотренными Гражданским кодексом для защиты других гражданских прав, с учётом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.

Защита личных неимущественных прав автора и способы защиты определены в ст. 1251 ГК РФ. В частности, защита осуществляется путём признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении. Кроме автора, вправе осуществлять защиту права авторства (ст. 1265 ГК РФ) и репутацию наследники автора. Автор также вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно (ст. 1267 ГК РФ). В случае нарушения личных неимущественных прав автора, вышеуказанные лица вправе обращаться в суд с соответствующими исками к нарушителям.

Способы защиты исключительных прав определены ст. 1252 ГК РФ, а именно путём предъявления требования:

  • о признании права;
  • о пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; о возмещении убытков;
  • об изъятии материального носителя;
  • о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя;
  • выплата компенсации вместо возмещения убытков. Кроме того, ст. 1253 ГК РФ предусмотрена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение исключительных прав.

Для защиты нарушенных исключительных прав на произведение изобразительного искусства с исками в суд вправе обращаться авторы, наследники, правообладатели, правопреемники, иные лица, которым переданы по договору исключительные права.

Необходимо отметить, что, во-первых, большая часть указанных в статьях 1250-1253 ГК РФ способов защиты авторских прав относятся к случаям внедоговорных отношений, то есть, при отсутствии договора между обладателем права и нарушителем (гражданско-правовой деликт). Поэтому к указанным случаям нарушения интеллектуальных прав могут применяться и общие положения главы 59 ГК РФ (Обязательства вследствие причинения вреда). Во-вторых, некоторые из способов защиты интеллектуальных прав являются в то же время и общими способами защиты гражданских прав, указанных в ст. 12 (Способы защиты гражданских прав), 151 (Компенсация морального вреда), 152 (Защита чести, достоинства и деловой репутации) ГК РФ.

В п. 23 вышеуказанного Постановления Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ указали, что в силу пункта 3 статьи 1250 ГК РФ отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применения в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. Судам надлежит иметь в виду, что указанное правило подлежит применению к способам защиты соответствующих прав, не относящимся к мерам ответственности. Ответственность за нарушение интеллектуальных прав (взыскание компенсации, возмещение убытков) наступает применительно к статье 401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства).

Таким образом, в зависимости от того какое нарушение имело место быть (гражданско-правовой деликт или нарушение обязательства по договору) и в чём оно выразилось, применяется тот или иной способ или способы защиты авторского права на произведение изобразительного искусства. Например, иск о признании права авторства на произведение изобразительного искусства и взыскании компенсации в возмещение причинённого морального вреда.

Ответственность по договорам, заключаемым автором произведения, определена в статье 1290 ГК РФ. При применении положений данной статьи необходимо учитывать правила отчуждения оригинала произведения изобразительного искусства и исключительного права на произведение, относящиеся к автору произведения, которые распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение и изложены в ст. 1291 ГК РФ.

Профессор Гаврилов Э.П. в комментарии к статье 1291 ГК РФ указывает, что «Оригинал произведения является одним из видов материальных носителей, в которых выражается произведение. Следует, однако, отметить, что не любой материальный носитель, воплощающий произведение, является оригиналом. Понятие «оригинал» применимо лишь к произведениям изобразительного искусства. Оригинал как материальная форма, как вещь всегда уникален, всегда единственный в своём роде. Даже в том случае, если автор картины повторяет эту картину, он создаёт авторский повтор, новый, но не тот же оригинал. Если же картина повторяется, копируется от руки другим автором, то также появляется новый оригинал, отличный от первого. Иными словами, двух оригиналов быть не может. Если произведение изобразительного искусства, например, картина, скульптура, репродукция, повторяется с помощью технических приёмов и способов, техническими средствами, то появляется копия.

… Отчуждение автором оригинала своего произведения не влечёт ни перехода к приобретателю исключительного права, ни предоставления ему права на использование этого произведения. … в заключённом автором договоре об отчуждении оригинала может быть предусмотрено либо, что воплощённое в оригинале исключительное авторское право отчуждается приобретателю, либо, что приобретателю предоставляются определённые права на использование этого произведения». (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвёртая. М., 2007, стр. 228-229).

«Охрана произведений изобразительного искусства авторским правом имеет особенности, вызванные уникальностью каждого произведения. … Уникальность художественного произведения ведёт к дополнительным формам охраны прав художника, поскольку после продажи художник может больше никогда не увидеть своё творение. Кроме того, он не сможет предотвратить его использование (создание репродукций, альбомов репродукций, тиражирование в промышленности открыток, созданных на основе оригинального произведения и т.д.). (С.А. Судариков. Право интеллектуальной собственности. М., 2008, стр. 63). Поэтому законодатель ввёл в Гражданский кодекс право доступа, которое принадлежит только автору и право следования.

Право доступа заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору (п. 1 ст. 1292 ГК РФ).

«Хотя в данной норме указывается, что требование о праве доступа автор может предъявить к собственнику, под собственником следует понимать также и иного владельца, у которого оригинал находится в оперативном управлении, хозяйственном ведении, в аренде или в безвозмездном пользовании (музей, картинная галерея и т.п.). Именно к такому владельцу автор может предъявлять соответствующие требования». (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации Часть четвёртая. М., 2007, стр. 232).

В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ (п. 1 ст. 1293 ГК РФ). Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение (п. 3 ст. 1293 ГК РФ).

В официальном русском переводе Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений это право именуется - «право долевого участия», оно включено в ст. 14ter (1) Бернской конвенции в 1948г. и сформулировано иначе, чем Гражданским кодексом РФ. А именно: «В отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершённой автором произведения». В соответствии данной статьёй иностранный автор, пользующийся охраной в России на основе Бернской конвенции, имеет право следования в России только в том случае, если право признаётся по законодательству той страны, к которой принадлежит этот автор.

Постановлением Правительства РФ от 19.04.2008г. № 285 утверждены Правила выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведения изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов), литературных и музыкальных произведений. Некоторые специалисты в области арт права, учёные-правоведы не без оснований полагают, что в России существует достаточно много объективных и субъективных трудностей, связанных с применением права следования и исполнения обязанности по выплатам автору или его наследникам вознаграждений, определённых Правилами. Однако пока Высшие Суды РФ не обобщат рассмотренные судами дела по спорам о применении норм ГК РФ о праве следования, практические выводы делать рано.

 

Адвокат Е.А. Нагорный
декабрь 2010г.

В начало статьи Гражданско-правовая защита авторских прав на произведения изобразительного искусства

В раздел Авторское право в искусстве

Список всех статей и публикаций адвоката Е.А.Нагорного